Порошковая покраска деталей: преимущества технологии

Покраска защищает металлические детали от коррозии, мелких механических повреждений, температурных воздействий, а также облегчает сортировку изделий со схожими размерами и формой. Существуют разные составы: масляные, алкидные, эпоксидные, акриловые и порошковая покраска металла полимерными составами. Состав и технология нанесения подбираются в зависимости от задач.

Полимерная или порошковая покраска металла обладает следующими преимуществами:

  1. Экологична. Полимерные составы не выделяют вредные вещества после затвердения. Эмиссия в процессе окраски не превышает ПДК (предельно допустимых концентраций).
  2. Экономична. Все отходы, образовавшиеся в процессе окраски, пригодны для сбора и повторного использования.
  3. Ровно ложится на сложный рельеф. Электростатический метод обеспечивает равномерное нанесение покрытия на поверхности нестандартных форм — вогнуто-выпуклых, с прорезями, сложной огранкой.
  4. Прочна. Детали не повреждаются при транспортировке, а на покрытии не появляются сколы и трещины.
  5. Устойчива к коррозии. Частицы краски образуют сплошной слой, который не пропускает влагу, выдерживает как повышенную влажность воздуха, так и интенсивные осадки.
  6. Температура эксплуатации от –60 до + 150 °С.
  7. Универсальна — подходит для любых металлов и сплавов, которые выдерживают нагрев до 220 °С (краска запекается при такой температуре).

Технология имеет ограничения: стоимость порошковой покраски выше, чем жидкого красителя из-за дорогого оборудования. Полимерное покрытие нельзя наносить без специального оснащения и мер индивидуальной защиты. Процесс проходит в покрасочной камере, поэтому размер окрашиваемой детали ограничен ее объемом.

Порошковая покраска деталей: преимущества технологии

Ограничения и высокие цены на услуги порошковой покраски компенсируются долгим сроком службы и высокой эффективностью защитного покрытия. Альтернативные составы (масляные, алкидные) не обеспечивают настолько надежной защиты. Иные варианты защитного покрытия (лакировка, оцинковка) менее универсальны: например, оцинковка защищает от коррозии, но не обеспечивает электроизоляцию, а лакировка не позволяет выбрать цвет.

Технология порошковой окраски

Порошковая краска представляет собой мелкие частицы полимера, которые при нагреве спекаются в равномерный прочный слой. Удаление слоя после затвердения возможно тремя способами:

  • химическими растворителями (есть специальные смывки);
  • механически (пескоструй, гидроабразив);
  • термически (выжигание лазером или строительным феном).

Обычные бытовые факторы не влияют на полимерный слой. Краска устойчива к сколам, царапинам, порезам, перепадам температуры и влажности.

Процесс окраски состоит из трёх основных этапов:

  • Подготовка металла;
  • нанесение состава;
  • полимеризация (запекание).

Подготовка детали включает удаление поверхностных дефектов (окалины, ржавчины), промывку и обезжиривание. Максимальная адгезия достигается при нанесении промежуточного конверсионного слоя (фосфата железа, цинка или хрома).

Порошковая покраска деталей: преимущества технологии

Полимеризация проходит при температуре от 170 до 220 °С, поэтому порошковая покраска деталей выполняется в специальной покрасочной камере. Состав наносится электростатическим методом. Заряд частицам краски придает краскопульт, оснащенный электрическим приводом. Положительно заряженные частицы «прилипают» к отрицательно заряженной детали, обеспечивая ровный и плотный слой в труднодоступных местах.

Покрытая частицами краски деталь прогревается до температуры полимеризации. Частицы краски расплавляются и застывают сплошным ровным слоем. Потёки и отслаивания исключены, так как разница зарядов надежно удерживает краску на детали.

Полимерная краска мгновенно сохнет, так как не содержит жидкость. Окрашенная деталь пригодна к эксплуатации сразу после остывания. Максимальная прочность покрытия достигается через месяц после окраски.

Современная порошковая покраска — недорого, если соизмерять с долговечностью и эффективностью. Технология широко применяется для окраски отдельных деталей и целых конструкций.