Сварка труб в СПб: виды и особенности

Сварные трубы применяются при устройстве трубопроводов, опорных и строительных конструкций. Герметичность трубопровода и прочность конструкции зависят от свойств металла и качества сварного шва. Виды сварки выбираются в зависимости от материала и производственной задачи.

Принцип и виды сварки

Принцип сварки — оплавление краёв заготовок с последующей стыковкой и застыванием. Изделия соединяются на молекулярном уровне, обеспечивая прочное соединение.

Сварка труб в СПб: виды и особенности

По механизму воздействия различают следующие методы сварки:

  1. Механический. Аппарат создаёт высокое давление в месте стыковки. Когда механическая энергия переходит в тепловую, металл в зоне шва плавится. К этому виду относятся диффузионное, ультразвуковое, контактное и холодное сваривание, сварка трением.
  2. Термический. Металл разогревается до температуры плавления. Источником тепла выступают электрический ток, электродуга, открытое пламя. Данный вид включает дуговую, газовую, лазерную сварку.
  3. Термомеханический вид подразумевает комбинированное воздействие. Нагрев под давлением в сочетании с температурой широко применяется в кузнечном деле. Диффузионный и контактный методы также относятся к данному виду.

Данные виды сварки выполняются вручную или на станках. Промышленные масштабы требуют автоматизации процесса, но на небольших производствах и при выполнении полевых работ используются компактные ручные аппараты.

Зоны сварного соединения:

  • Сварной шов — участок, непосредственно подвергшийся воздействию электрода.

Сварка труб в СПб: виды и особенности

  • Металл шва — расплавленный и кристаллизованный металл или сплав, образовавшийся в ходе сварки изделий из разных металлов.
  • Зона сплавления — участок, проходящий по внешней границе металла шва. Эта зона нагревается ниже температуры плавления, но металл успевает нагреться и меняет структуру и химический состав.
  • Основной металл — металл за пределами зоны плавления. Подвергается минимальному термическому воздействию.

Оборудование и материалы

Сварка бывает ручной и автоматической. Оба вида аппаратов имеют одинаковые рабочие элементы — сварочные электроды. Электроды представляют собой стержни со специальным покрытием.

Видов электродов более двухсот. Различают два основных вида:

  • плавящиеся — в процессе не только разжижают металл, но и плавятся сами, защищая шов от окисления;
  • неплавящиеся — только разогревают металл в зоне шва до точки плавления.

Сварка труб в СПб: виды и особенности

Неправильный выбор электродов приводит к дефектам соединения: наплывам, брызгам, прожигам, трещинам.

Виды соединений

Монтаж трубопроводов подразумевает устройство поворотов и ответвлений. Строительные опоры чаще имеют сложную конфигурацию. Надёжность соединения элементов обеспечивается их правильной стыковкой.

Виды соединений:

  1. Стыковые применяются для сварки прямых участков труб. Торцы труб подводят друг к другу до полного совпадения диаметров и сваривают. Трубы крупных диаметров варят с центраторами — устройствами, фиксирующими изделие в неподвижном состоянии, не допускающее овальности торца и провисания. Стыковое соединение обозначается на чертежах буквой «С».
  2. Угловые необходимы для устройства ответвлений. Торец стыкуемой трубы обрезают так, чтобы он прилегал к отверстию.

Сварка труб в СПб: виды и особенности

  1. Нахлесточные применяются для приваривания отдельных деталей: швеллера. прутка. Это самый непрочный вид соединений.

Требования к сварке

Технические требования к сварным соединениям при изготовлении трубного проката изложены в ГОСТ 16037-80 и СНиП 3.05.04.85. Рассмотрены виды соединений, технологии, дефекты и способы их диагностики.

Проверке подлежат толщина и вогнутость стенок, наличие посторонних включений и сквозных отверстий. Требования различаются для трубопроводов и строительных конструкций.

Перед началом работ трубный прокат сортируют по внешнему диаметру и толщине стенок. Разница во внешнем диаметре не позволит выполнить шов, а разница в толщине стенок не обеспечит требуемой прочности трубопровода.

Строительные конструкции допускают разницу в толщине стенок, если это предусмотрено проектом. Например, в рекламных и навигационных конструкциях комбинация толсто- и тонкостенных труб уменьшает вес и повышает устойчивость изделия.