Проектирование мостовых кранов – технически сложный, трудоёмкий и ответственный процесс. От того, насколько точно будут продуманы все конструкции, соединения будет зависеть безопасная эксплуатация грузоподъёмного устройства на промышленном объекте. Прочитав материал, вы узнаете, с какими трудностями сталкиваются специалисты и инженеры компании при реализации подобных проектов.
Требования безопасности к грузоподъёмным кранам
Основным документом, регламентирующим порядок безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов и требования к ним, является «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов» ПБ 10-382-00. Они распространяются на:
- грузоподъёмные краны всех типов;
- мостовые краны-штабелеры;
- мостовые краны-штабелеры с машинным приводом.
Разработка проекта по производству крана или его отдельных узлов и механизмов должна выполняться только компаниями или организациями, обладающими лицензией Гостехнадзора РФ. Сам проект должен включать в себя детальное техническое задание, комплект рабочих чертежей, методики испытаний и их заверенные результаты, а также заключение о результатах технической экспертизы проекта.
Требования к металлоконструкциям кранов
Вышеуказанным документов устанавливаются определённые требования и к металлическим конструкциям грузоподъёмных кранов: стреле, опорам, раме и башне. Их расчёт и проектирование также должны выполняться с учётом требований нормативных документов.
Выбор сталей и сплавов при проектировании конструкций кранов выполняется с учётом предельных значений эксплуатационных температур, агрессивности среды, степени нагруженности ответственных элементов. Если выполняется проект крана, работающего на открытом пространстве, дополнительно предусматриваются мероприятия по исключению скопления влаги внутри его конструкционных элементов.
Процесс проектирования мостового крана
На первом этапе всегда оцениваются будущие эксплуатационные условия, выявляются потребности предприятия, оцениваются возможные риски, способные привести к порче или поломке крана. Для этого, как правило, проектировочная компания предлагает заказчику заполнить детальный опросный лист. На основе поученных данных специалисты принимают решение о том, какой кран лучше всего подходит под требования заказчика. Вариантов всего два:
- типовой кран, под который уже готова необходимая техническая документация;
- нетиповой кран, требующий разработки новой технической документации.
Если выбор остановлен на втором варианте, то далее последовательно реализуются следующие этапы:
- разрабатывается техническое задание;
- создаётся проект будущего крана;
- заказчику выдаётся полный комплект технической документации;
- выполняется сборка и установка крана на производственной площадке.
В завершении заказчику выдаётся технический паспорт на кран со всеми необходимыми отметками.
В процессе создания проекта специалисты активно применяют современные системы компьютерного моделирования, позволяющие сделать детализированную копию будущего крана.
Особенности изготовления конструкционных элементов
При производстве кранов очень важно использовать только высококачественное сырьё, приобретаемое у проверенных поставщиков. Это гарантия безопасности и безотказной работы грузоподъёмного оборудования на протяжение всего срока эксплуатации. Сталь обязательно подвергается входному контролю: оцениваются не только механические и физические характеристики, но и химический состав. Непосредственно процесс производства крана включает в себя:
- обработку металлопроката и заготовок на станках для плазменной и лазерной резки;
- сварочные работы с использованием аргонно-дуговых комплексов, автоматических сварочных комплексов;
- неразрушающий контроль и ВИК сварных швов.
Применение лазерных и плазменных резаков позволяет гарантировать не только высокую точность каждого элемента, но и избежать температурного перегрева, деформации, образования микротрещин.
Подобные операции применяют для изготовления практически всех конструкций крана: пролётов, концевых и ходовых тележек, кабины, технологических площадок, лестниц.
Вспомогательные узлы, такие как тельфер, лебёдка, редуктор, приводной электродвигатель производятся на предприятиях партнёрах и доставляются в сборочный цех уже в готовом виде.
Контрольная сборка
И типовые, и нетиповые мостовые краны обязательно проходят полный цикл испытаний, регламентированных требованиями государственных стандартов. Контроль полноты проведения испытаний осуществляется инспектором ОТК, инспектором-приёмщиком, а в некоторых случаях и представителем Гостехнадзора. При испытаниях проверяется:
- устойчивость несущей металлоконструкции;
- соответствие конструкционных элементов требованиям рабочих чертежей;
- качество сварных швов;
- правильность монтажа и сборки металлоконструкции.
Все эти этапы выполняются на специальных стапелях, имитирующих работу на подкрановом пути. Если заказчик желает сам оценить ход испытаний, то он допускается на объект в установленном порядке.
Покраска металлоконструкций крана
Окрашивание металлоконструкций крана в соответствующие цвета выполняется с целью:
- соблюдения требований охраны труда;
- придания крану надлежащего внешнего вида;
- защиты от коррозии.
К примеру, с помощью жёлтой краски обозначают потенциально опасные места крана, а в красный окрашивают элементы движущихся машин и механизмов. К лакокрасочному покрытию предъявляются определённые требования: оно должно быть ярким, долговечным, не бояться перепадов температур и воздействия ультрафиолета.
Лучше всего таким требованиям удовлетворяет полимерно-порошковое покрытие. Краска распыляется на подготовленные металлоконструкции, а затем «запекается» при высокой температуре. В результате получается ровный, прочный, монолитный слой ЛКП, срок службы которого превышает 25 лет.
И в заключение. Стоимость типового и нетипового крана всегда зависит от его конструкционных особенностей, грузоподъёмности, скоростеподъёмности, наличия так называемых «дополнительных опций». В каждом случае цена рассчитывается индивидуально, согласовывается с заказчиком и только после этого начинается реализация проекта.