Качественная и эффективная защита металлоконструкции от коррозии – залог её долговечности. Она достигается различными способами. Одним из проверенных приёмов является процедура нанесения микроскопического слоя цинка на поверхность металла. Она называется «цинкованием». Наверняка, многие сталкивались с этим термином. «Холодная оцинковка кузова», «защитное цинковое покрытие кузовных элементов» — такие выражения слышал практически каждый автолюбитель. Наличие цинковой оболочки на поверхности металла подсознательно ассоциируется с надёжностью, долговечностью, прочностью стали.
Давайте разберёмся подробнее.
Сплавы железа всегда вступают в химическую реакцию с кислородом и парами виды. Под воздействием влаги и воздуха сталь начинает «ржаветь» — сначала медленно, затем интенсивно. Металл необходимо обязательно защищать, иначе он быстро потеряет свою несущую способность. Ржавчина не раз становилась причиной техногенных аварий, разрушения несущих опор, болтовых соединений, сварных швов. Но с ней можно и нужно бороться.
Виды цинкования
Процесс нанесения защитного слоя цинка на поверхность металла может выполняться двумя способами:
- горячим;
- холодным.
«Горячее цинкование» — это процесс образования на поверхности металла оксидного слоя, превращающегося под воздействием окружающей среды в карбонатный. В большинстве случаев он выполняется методом «гальваники»: элемент погружается в ванну с электролитом, через которую пропускается электрический ток. Способ эффективный, но затратный. Электролиз и термическая диффузия требуют дорогого оборудования, значительных трудозатрат, расхода электроэнергии. Помимо этого, поверхность детали необходимо подготовить с ювелирной точностью, иначе цинк просто «не ляжет».
«Холодное цинкование» — это менее трудозатратный процесс. Он постепенно вытесняет «конкурента». Наносить цинк холодным способом проще, быстрее, а эффект практически одинаковый. Не с проста многие автопроизводители дают гарантию на кузов автомобиля 5-7 лет, будучи уверенными в абсолютной эффективности своего метода.
Но, вернёмся к металлоконструкциям.
Суть холодного цинкования
Способ «холодного цинкования» поверхности металла не новый, но и не старый. Это быстрый, отчасти инновационный, малозатратный способ придания необходимых антикоррозионных качеств изделию из стали. Для того, чтобы организовать участок холодной оцинковки на производстве, необязательно приобретать дорогостоящее оборудование, «роботов», специальную оснастку. Холодную оцинковку может выполнить любой специалист. Достаточно элементарных знаний технологии.
Процесс нанесения защитного слоя цинка включает в себя несколько этапов:
- очистку поверхности с помощью ручного или механизированного инструмента;
- нанесения цинкосодержащего грунта или композиционного состава;
- финишной окраски полимерно-порошковым способом.
Важное значение имеет именно качество распыления цинксодержащего грунта на поверхность металла: слой должен быть равномерным и однородным. Можно использовать и обычную малярную кисть, но лучший эффект дают краскопульты. Диаметр дюзы выставляется на минимальное значение, после чего начинается процесс распыления. Толщина защитного покрытия в идеале не превышает десятых долей миллиметра. Важно контролировать процесс и своевременно устранять ошибки: на элементе металлоконструкции не должно оставаться необработанных зон. Особое внимание уделяют сварным швам и болтовым соединениям. Именно они – наиболее слабые участки, подверженные воздействию коррозии.
Защитное покрытие полностью высыхает за 3-4 часа в естественных условиях. После этого элемент металлоконструкции отправляется в покрасочный комплекс.
Преимущества холодного цинкования
С холодной оцинковкой металла в буты сталкивался практически каждый. Согласитесь, хоть раз но вы применяли защитный аэрозоль, спрей, состав для защиты металла от коррозии. Главное – качественно подготовить поверхность. В этом и состоит главное преимущество холодной оцинковки перед горячей – в доступности и эффективности.
Защитный цинковый состав:
- долговечен;
- просто наносить;
- он защищает сталь толщиной даже менее 2 мм;
- площадь обработки не ограничена;
- наносится пульверизатором, кисточкой, валиком, окунанием.
«Холодный цинк» обладает исключительной адгезией. Он хорошо взаимодействует и с эмалями, и с воднодисперсионными красками, и с лаками.
Область применения защитных покрытий на основе «холодного цинкования»
Истории создания первых цинковых покрытий, нанесённых «холодным» способом, почти 100 лет. Впервые их применили австралийские монтажники в 1942-м году. Цинк-силикатный состав был нанесён на металлоконструкции трубопровода Моргана Вьялла. Он до сих пор сохранил свои эксплуатационные характеристики и используется по назначению.
«Холодное цинкование» — это идеальный вариант для обработки поверхностей большой площади:
- опор ЛЭП и мостов;
- несущих элементов акведуков и виадуков;
- металлических столбов осветительных систем;
- кровли из металлочерепицы.
«Холодный цинк» используется абсолютно всеми автопроизводителями из Поднебесной – Chery Tiggo, DongFeng, Geely, Exeed. Именно применение технологий холодной оцинковки кузовных элементов позволяет привлекать покупателей длительной гарантией на кузов. А это – самая дорогая часть автомобиля.
Элементы металлоконструкций, защищённые методом «холодного цинкования», практически не поддаются коррозии. Главное – внимательно следить за состоянием ЛКП и вовремя устранять сколы. Цинковый грунт способен сохранять свою эффективность при любой влажности воздуха и температуре, но чувствителен к механическим повреждениям. Регулярно осматривайте ответственные соединения и несущие элементы, и металлоконструкция будет служить на протяжении десятилетий.